ПРОЕКТ Владимирского областного общественного фонда содействия защите материнства и детства «МАМА»
ОТЧЁТ о реализации проекта «Основы счастливой семейной жизни» в 2017 году.
В период с сентября по декабрь 2017 года проект «Основы счастливой семейной жизни» Владимирского благотворительного фонда «МАМА» был реализован на территории 6 общеобразовательных и среднеобразовательных учреждений региона:
- Владимирский технико-экономический колледж;
- Владимирский политехнический колледж;
- СОШ № 8 г. Владимира;
- СОШ № 46 г. Владимира;
- СОШ № 34 г. Владимира;
- СОШ № 2 ЗАТО г. Радужный.
Таким образом, в Проекте приняли участие более 540 молодых людей Владимирской области.
Авторский курс опробированных и усовершенствованных в течение 3-х лет интерактивных занятий провели квалифицированные специалисты ведущих учреждений региона, имеющие большой опыт работы с молодежью: Шефов Сергей Александрович, к.п.н. (преподаватель Владимирского государственного университета и педагог-психолог МБУ «Молодежный центр»), Киреева Ирина Александровна (педагог-психолог ДООЦ г.Владимира), Ощепкова Надежда Юрьевна (педагог-психолог МБУ «Молодежный центр»), Литвинова Елена Анатольевна (психолог МК «Эльф» ООО), Жукова Полина Валентиновна (педагог-психолог МБУ «Молодежный центр» и психолог МК «Эльф» ООО), Рожкова Галина Юрьевна (педагог-психолог МБУ «Молодежный центр»), Девятова Ольга Евгеньевна.
В ходе занятий были использованы такие методы работы с молодежью, как анкетирование, групповые дискуссии, работа в командах, фото- и видеообсуждение проблемных тем: как отличить любовь, влюбленность и любовную зависимость, насколько важно сохранять целомудрие в добрачный период, каковы последствия «гражданского брака» (сожительства), в чем секреты семейного счастья, как правильно распределить семейные роли, какие последствия аборта для физического и психического здоровья женщины и партнерских отношений; какие искушения ждут молодых людей в современном мире (сигареты, алкоголь, наркотики, компьютерные игры, добрачные отношения) и другие.
Как показала работа со школьниками и студентами в рамках реализуемого Проекта, данная проблематика очень актуальна в молодежной среде и обязательно требует «откровенного разговора» с необходимыми разъяснениями. Так, например, по результатам проведенного начального анкетирования, к 16 годам 50% юношей и девушек имеют сексуальные отношения, а 90% студентов колледжей допускают сексуальные отношения до брака.
Поэтому на занятиях были обсуждены - и вызывали, как правило, горячую дискуссию - психологические, физические, социальные и духовные последствия подобного раннего опыта, начиная от таких эмоций на внутреннем плане, как тревога и чувство вины и заканчивая склонностью к насилию, неудовлетворенностью браком и предрасположенностью к неверности. Кроме того, у подростков с сексуальным опытом наблюдается количество суицидов в 6 раз чаще, побегов из дома в 18 раз больше, употребление марихуаны и наркотиков в 10 раз чаще. При этом, 100 % принявших участие в Проекте, хотели бы быть здоровыми и создать в будущем крепкую счастливую семью с двумя и более детьми. Таким образом, данный проект можно рассматривать как профилактику данных проблем в обществе и в отдельно взятой будущей семье подростков.
По результатам итогового анонимного анкетирования, 80% подростков считают, что занятия в рамках Проекта «были интересны и полезны», 15% ответили, что «теперь знают, какую хотят создать семью» и только 5% заявили о том, что «ничего нового для себя не открыли».
На вопрос анкеты «Какая информация из курса стала для вас наиболее ценной», чаще всего преобладали такие ответы, как «Что нужно беречь себя и правильно выбирать судьбу», «Я познал многое», «Это очень интересно и важно», «Это полезная информация», «Это нужно в будущем», «Мы узнали новое и очень важное», «Самый лучший проект» и т.д. Также, 95% опрошенных порекомендовали бы пройти данный курс своим друзьям-сверстникам, что говорит о высокой степени доверия к Проекту.
Мнение педагогов-психологов, проводивших занятия в рамках Проекта фонда «МАМА»: «Данный проект очень важный. Его смело можно рассматривать как инвестицию в будущее нашей страны. Мы считаем, что если ребята хотя бы на мгновение задумались о тех важных вопросах, которые мы старались осветить в наших беседах, то цель наша достигнута». Также следует отметить и другие выводы, которые сделали специалисты в своей работе с подростками: «В этом году большинство моих слушателей – мальчишки. Психология мужчин в нашем обществе, в силу преобладания женского стиля воспитания, все-таки претерпевает небольшие особенности. Если в группе девочки, то мальчишки, как правило, немного замыкаются, давая женщинам определённые полномочия. Но не в этот раз. Почти 90% на моих лекциях были ребята, т.к. учебное заведение имеет техническую направленность. После двух встреч студенты стали интересоваться о следующей встрече, некоторые подходили и просили рассмотреть их ситуации с девушкой, нельзя ли продлить тематику, сожалели об окончании встреч. С большим интересам были встречены темы: о любови, добрачные отношения, как выбрать брачного партнера. Заинтересовала мальчишек тема беременности, роды. Я специально сделала упор на роль мужчины в этот период. Некоторые не на шутку обеспокоились данной проблемой. Ведь до этого момента они не думали о своей глобальной роле в период принятия решения о ребенке и вынашивании, в первые месяцы после родов», - пишет педагог-психолог Ирина Александровна Киреева.
«Еще хочется отметить разницу в поведении мальчиков и девочек. Молодые люди 10 класса вступали во взаимодействие более открыто и с большим желанием, чем девочки. Они активно приводили примеры из личного опыта, делились впечатлениями и задавали больше вопросов. Девочки тоже участвовали в дискуссиях, но вели себя более сдержанно. Относительно тематики бесед наибольший интерес старшеклассников вызвали темы «Мужчина и женщина», «Семейные роли» и «Перед лицом искушений». Ребята активно с интересом обсуждали психологические особенности полов, признавались, что никогда об этом не задумывались, но сейчас поразмышляв, нашли объяснение многом вещам. Разговор о семейных ролях был самым дискуссионным, мнения ребят в этом вопросе резко расходятся», – добавляют психологи Проекта Галина Юрьевна Рожкова и Ольга Владимировна Девятова. - Невозможно научить человека или заставить сделать правильный выбор в жизни, а вот создать условия для того чтоб он задумался, взвесил все за и против, перед этим важным выбором вполне реально. Именно это ребята и делают в рамках наших встреч. Порой, для многих из них, это единственная возможность так глубоко задуматься о счастье, о выборе, о семье. Где ещё они могут открыто обсуждать эти темы, услышать мнение других по этому поводу и может даже в процессе обсуждения сформировать или поменять собственную позицию в лучшую сторону?»
«Аудитория, в которой я проводила курс лекций, состояла, в большей степени из юношей, учащихся 9 и 10 классов. С радостью отмечаю, что мальчики продемонстрировали активность, заинтересованность? информированность и рассудительность, - говорит Литвинова Елена Анатольевна.
Отчёт подготовлен по материалам,
предоставленным психологами-волонтёрами Владимирского фонда «МАМА».
Куратор проекта – педагог-психолог П. В. Жукова.